Описание бизнес-процессов
Построение системы управления компанией на основе процессного подхода является одним из наиболее эффективных инструментов повышения управляемости отдельных бизнес-процессов и компании в целом.
Описание бизнес-процессов — это схематическое детальное описание деятельности компании. Итоги работы представляются в виде текстового и графического описания отдельных бизнес-процессов организации, так называемой «модели бизнес-процессов», описывающей деятельность организации в целом.
Анализ предприятия как модели — это удобный способ ответа на вопрос, что необходимо и достаточно для выполнения конкретных поставленных задач. Целью анализа является формализация и описание процессов компании «как есть». В частности определяется схема основных бизнес-процессов, основные нормативы их выполнения (производительность, соответствие стандартам качества, документальное оформление и т.д.), а также иерархия процессов по степени влияния на общий результат.
Описание бизнес-процессов позволит получить целостную картину всех систем компании, как внешних, так и внутренних. Знание реального положения дел поможет составить объективный и рациональный план проекта, в который войдет не только описание, анализ, оптимизация и регламентация бизнес процессов, но и разработка, корректировка коэффициентов, ключевых показателей эффективности (KPI), разработка системы мотивации персонала.
Консультанты компании используют современные методики для описания бизнес-процессов и обладают навыками их моделирования в различных нотациях и программных средствах (ARIS, Visio, BPwin и др.).
В каких ситуациях нужен проект?
Ситуация 1
Менеджмент компании стремится к повышению управляемости предприятия или его отдельных подразделений за счет увеличения прозрачности его деятельности и наличия четких регламентов выполнения работ.
Ситуация 2:
Имеется необходимость введения нового программного продукта управления предприятием.
Ситуация 3
Требуется провести аудит ранее описанных процессов (регламентов, положений, инструкций) на предмет соответствия фактически действующих в компании процедур выполнения работ.
Ситуация 4
Имеется необходимость получения сертификата качества, например, ISO.
Какие задачи решает проект?
- Описание общей модели деятельности компании, построение классификации бизнес-процессов (основные, обеспечивающие, процессы управления).
- Сбор фактической информации по показателям эффективности бизнес-процессов (результативность, стоимость, время, качество).
- Определение входов, выходов и ресурсов, необходимых для выполнения той или иной процедуры (функции).
- Создание регламентных документов, закрепляющих в организации выполнение реальных функций и ответственность за сотрудниками.
- Создание регламентных документов, описывающих существующие технологии выполнения работ.
- Анализ выполняемых процессов, выявление проблемных точек (организационных разрывов, временных разрывов, дублируемых функций, кросс-функциональных проблем и т.п.), построение матрицы ранжирования бизнес-процессов и выбор приоритетных процессов, требующих первоочередных мер по оптимизации.
Какие результаты будут достигнуты?
- Разработанные комплекты моделей по бизнес-процессам компании, регламентирующие документы по процессам (регламенты и инструкции), организационные документы (организационные схемы, положения о подразделениях, должностные инструкции), позволяющие объективно оценить существующую ситуацию и принимать взвешенные управленческие решения.
- Сформированная матрица ответственности, отражающая распределение функций между участниками процесса.
- Обеспечение преемственности процедур и правил, эффективной передачи знаний при обучении новых сотрудников компании.
- Повышение «прозрачности» и эффективности компании и системы управления, снижение влияния «человеческого фактора» за счет детальной регламентации бизнес-процессов.
- Создание возможности внедрения систем управления предприятием, в том числе с использованием специализированных программных средств.
- Обеспечение основы для анализа и оптимизации бизнес-процессов, организационной структуры предприятия.
Подробнее о проекте «Описание, оптимизация и стандартизация бизнес-процессов в компании «ТНК-ВР»